Экспедиция спелеоклуба “Свой путь” на хребет Нагой-Чук и массив Алек, август 2012

Часть 2. Алек

Некоторое время назад мы выкладывали увлекательную статью украинских спелеологов о путешествии на Кавказе: www.alp.dp.ua/news/302. А чем же закончилась экспедиция? Читайте продолжение!

Следующая цель – хребет Алек - Мекка советской спелеологии. Объявленный с недавнего времени заповедником, этот небольшой, густо поросший буковым лесом, невысокий хребет прячет в своих недрах множество глубоких и красивых пещер.  В Глубинах Алека зарождается река Хоста, давшая название одному курортному городку на Сочинском побережье Чёрного моря.

Дорогу из Майкопа до Туапсе преодолеваем со скоростью раненной во все ноги черепахи. Ремонтные работы, на узких серпантинах делают этот путь утомительным.  Наверное, это были самые длинные сто километров в моей жизни – ехали около пяти часов!

Туапсе тоже встречает огромной пробкой – это плата за подготовку к предстоящей олимпиаде. Преодолеваем это препятствие и берём курс на Хосту. Сочинский серпантин  тоже не радует своей загрузкой - лишь поздней ночью мы устраиваемся на ночлег в одной из гостиниц этого маленького городка  и то по тайному  сговору, и с обязательным  условием – в семь утра освободить номера.

Ранний подъем, и  дизельное сердце нашей машины снова весело урчит под капотом – ему определённо пришлась по вкусу местная горючка!  Оставляем морское побережье за кормой, проезжаем Мацесту, немного  грунтовки и мы въезжаем в тенистую прохладу Алека!

Этот горный хребет, с человеческим именем, настоящий спелеологический рай.  Наши души истосковавшиеся по пещерному  мраку  трепещут от предвкушения встречи с бездной – на этом сравнительно небольшом хребте множество пещер глубиной свыше полкилометра.

Дорога вьётся вдоль склонов хребта, периодически её пересекают небольшие ручейки.  Доезжаем до места, где дорога сужается, и молодые деревца не дают возможности проехать дальше. До базового лагеря у пещеры Заблудших остается, каких то двести метров! Вот это заброска! Через пару минут мы уже в кругу наших друзей из Новосибирска.  Комфортный лагерь, вода в нескольких метрах, до пещер рукой подать – это Алек!

Первый день  закончился празднованием дня рождения нашей  очаровательной Лилички.  Торт, свечи, песни под гитару и весёлое общение с друзьями дополнили радость этого дня.

На следующий день – Ура! Мы  идём в пещеру!  В лагере весело звенит железо и идёт подготовка к штурму.

Всего пару десятков метров от лагеря и вот она - входная воронка легендарной пещеры с простым и незатейливым названием «Заблудших».

Вход расположен в овраге, по дну которого течёт ручей. Этот, с виду мирный, ручеёк имеет самое прямое отношение к образованию самой пещеры.  Во время сильных проливных дождей,  он превращается в  настоящий горный поток,  устремляющийся прямо во входной колодец, размывая известняковые породы и сметая на своём пути всё, что в состоянии унести за собой в недра массива. Паводки в этих краях не редкость, а скорей закономерность, и поэтому обязательным элементом снаряжения в пещерах Алека является гидрокостюм.

Родители – их не выбирают - это диагноз, предначертанный судьбой! Последние  проверки и приготовления и наше трио начинает  свой путь в недра.

Вторая половина нашей интернациональной команды  отправляется на навеску пещеры «Ручейная». У входа в пещеру прибита мемориальная табличка в память о спелеологе, погибшем в ней. Алек занимает печальное первое место по количеству  подобных табличек. Практически в каждой глубокой пещере есть не один такой мемориал. В те далёкие времена, когда спелеология только зарождалась, у наших предшественников не было: ни хорошего снаряжения, ни так необходимых знаний, как делать правильную  безопасную навеску  и вести себя в экстремальных ситуациях. Посещение пещер сопряжено с огромным риском для жизни  - это должен помнить каждый, кто решил заглянуть в бездну. За каждая такая табличка – отголосок трагедии...

Чувствуешь себя в подобных местах,  мягко говоря, не комфортно, но жизнь продолжается, и мы продолжаем свой путь во мрак.

Если две или несколько пещер соединятся  - это будет настоящая пещерная система.

Задача нашего выхода – спустится ниже Обвального зала, и найти проход  дальше, поскольку наши новосибирские друзья не смогли отыскать его днём раньше.

Быстро спускаемся к месту поисков и практически сходу упираемся в пробку из глины и камней.  Около десяти лет в пещере не ступала нога спелеолога, а пещера продолжает жить своей жизнью. Частые паводки делают своё дело. Какие-то хода замываются, где-то открываются новые участки. Несколько часов копаем и вытаскиваем камни и вот он – путь дальше. Навешиваем пару-тройку  колодцев и начинаем подъём наверх. Наше контрольное время подходит к концу…

В пещере Ручейная.

Наши друзья из Новосибирска.

Погода стоит отличная – в меру жарко.  Жизнь в базовом лагере течёт своим чередом.  Вечерами посиделки у костра в душевной весёлой компании, уханье сов, крики  крысобелок  – так наши новосибирские друзья обозвали местных сонь.  Милые и безобидные зверьки ведут ночной образ жизни, кажется, они повсюду - едят листья и орут...

Поросший густым буковым лесом с переплётами плющей и лиан и обильной папоротниковой растительностью Алек вызывает ощущение, что находишься не на  Кавказе, а где  то  в тропиках.

Растения как будто пользуются статусом заповедной территории и вовсю стремятся отвоевать как можно больше старых троп.

Очередным объектом наших исследований должна была стать пещера Назаровсская, соединяющаяся в глубинах хребта с пещерами Осенняя и Примусная.

По договорённости с новосибирцами наша двойка должна организовать навеску до места соединения Назаровской с Осенней.  Выход запланировали в лучших традициях - на шесть часов утра. До поздней ночи мы отбирали и упаковывали  навесочное снаряжение.

На утро, по расписанию, взвалив на свои плечи транспортные  мешки, отправились в сторону пещеры.

По дороге встретились с настоящим деревом исполином.

Дорогу к пещере нам  показывали наши друзья. Джипиэс отк азался нормально работать  и положившись на наших проводников мы пробирались сквозь густые заросли папоротника. Через какое-то время наша группа подошла к большому входу.

Не теряя драгоценного времени, мы с Лилей отправляемся на навеску.

Чтоб не идти в обход решили спуститься прямо со лба. По нагромождению глыб и брёвен  пробираемся дальше вдоль правой стенки.

Начинает настораживать отсутствие крючьев в стене. В Назаровской я был один раз, в 1997г в составе отделения средней подготовки. Я чётко помню, что крючья мы били именно по правой стене. Не найдя ни одного спита, начинаем пробивать новую трассу. Подходим к устью колодца. У меня голове начинают появляться сомнения на счёт пещеры – не ошиблись ли мы. Делюсь этими мыслями с Лилей: «Давай навесим колодец и посмотрим что дальше.»,  отвечает  она. Спускаемся, оглядываемся по сторонам – мы в большом объёмном меандре, идём по нему дальше и через несколько десятков метров  видим что дальше хода нет. Сомнений больше не осталось – мы ошиблись пещерой  - это Величественная.  Начинаем подъём. По дороге рождается замечательная мысль раз уж так промахнулись – значит это должно запомниться всем. Лиля спешит наверх, я поднимаюсь с мешками. Через какое то время слышу явное оживление на верху. Оказывается наши друзья припозднились с выходом , а по договорённости они должны поднести нам последний мешок с навеской, я слышу как Лиля абсолютно серьёзным голосом с нотками недовольства рассказывает что у нас закончилось снаряжение и прождав полчаса нам не оставалось ничего больше как выходить. Я еле сдерживал смех, когда мне на встречу появились ребята, явно обескураженные от происходящего. Заблаговременно припрятав два своих мешка, я подлил,  как говорится,  масла в огонь. - Что ж вы так!  В ответ пошли какие-то оправдания и что мы с Лилей превзошли все их ожидания, ещё бы, так быстро сделать навеску и подняться. Ладно, говорю, хватит – Это не Назаровская! Пауза и немая сцена. Потом явно с непониманием от того что происходит скупая фраза – Да ну! Позади парней уже не сдерживает смех появляется Лиля: «Ну как мы вас?» Её звонкий смех отражается  от стен пещеры и возвращается ещё более заразительной волной.  Парни начинают верить! Занавес.

В тот день нам не суждено было попасть в Назаровскую. Вход в неё мы нашли в полутора километрах, в соседней балке за хребтом. Погода начала стремительно портиться, начался дождь. Дождь на Алеке это неминуемый паводок. Возвращаемся в лагерь. Как оказалось вовремя – сочинские спасатели по телефону дали штормовое предупреждение.  Всю ночь, не переставая,  идёт дождь. Не перестаёт он и днём – напоследок, Алек видимо решил напомнить нам о своих дождях. Лишь под вечер в небе появились разрывы в тучах и мы решили прогуляться ко входу самой опасной пещеры Алека – ТЕП.

Переваливаем  через хребет и оказываемся в чаше подобной долине пещеры ТЕП. Фактически, не имея другого пути, абсолютно вся вода устремляется в единственное русло и дальше во входной колодец пещеры.

ТЕП, она же Октябрьская опасна своими молниеносными и сильными паводками.

Очень скоро оказываемся у входа.

Во входном колодце весело шумит вода. Дождь закончился. Заканчивается и паводок. Очень хочется попасть и в ТЕП, но наша неделя на Алеке подошла к концу. Лето заканчивается и нам пора возвращаться в суету городов…

Подготовлено специально для ЭЦ "Восхождение".